Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №11
«Принято»:
Школьное методическое
объединение №5
Протокол №1 от 30.08.2023
«Согласовано»:
Заместитель директора
Бессонова А.А._
Приложение к ООП СОО
Рабочая программа элективного курса
«Молекулярная биология»
(углубленный уровень)
10-11 классы
Екатеринбург
2023
1
Рабочая программа элективного курса «Молекулярная биология» составлена на основании
действующего ФГОС СОО, Федеральной рабочей программы учебного предмета «Биология» с учётом
Рабочей программы воспитания МАОУ СОШ №11 и является приложением к ООП СОО МАОУ СОШ
№11
Содержание программы элективного курса.
Введение (2 часа). Молекулярная биология как раздел науки, изучающий функционирование живых
организмов сквозь призму химической структуры входящих в их состав молекул и атомов. Объекты
молекулярной биологии. Подходы к изучению молекулярной биологии (морфологический, химический,
экспериментальный). Методы молекулярной биологии (микроскопия, дифракция рентгеновских лучей
на волокнах, рентгеновская кристаллография, фракционирование клеточного содержимого,
хромотография, метод изотопного мечения, технология рекомбинантных ДНК).
Тема 1. Основы молекулярной биологии. (10 часов) Белки: белки-полимеры, структура белковой
молекулы, функции белков в клетке. Нуклеиновые кислоты. Строение, функции и сравнительная
характеристика ДНК и РНК. Биосинтез белка. Генетический код ДНК, транскрипция, трансляция –
динамика биосинтеза белка. Энергетический обмен: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция,
диссимиляция. Этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание.
Практическое занятие № 1 «Решение задач по теме: нуклеиновые кислоты».
Практическая работа № 2 «Решение задач по теме: биосинтез белка».
Тема 2. Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и
формирования признаков (6 часов). Генетика – наука о закономерностях наследственности и
изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетическая терминология и
символика. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Половое размножение. Мейоз, его
биологическое значение. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.
Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.Митоз.Мейоз.
Практическое занятие № 3: «Решение задач по теме: Митоз»
Практическое занятие № 4 «Решение задач по теме: Половое размножение. Мейоз». Демонстрации:
модель ДНК и РНК, таблицы «Генетический код», «Мейоз», модели- аппликации, иллюстрирующие
законы наследственности, перекрест хромосом; хромосомные аномалии человека и их фенотипические
проявления.
Тема 3. Законы Менделя и их цитологические основы (7 часов). История развития генетики.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем.
Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон
доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его
цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.
Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип.
Цитологические основы генетических законов наследования.
Практическое занятие № 5 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
Практическое занятие № 6 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».
Практическое занятие № 7 «Решение генетических задач на неполное доминирование».
Практическое занятие № 8 «Решение генетических задач на анализирующее скрещивание».
Демонстрации: решетка Пеннета, биологический материал, с которым работал Г.Мендель.
Тема 4. Сцепленное наследование признаков и кроссинговер (2часа). Хромосомная теория
наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.
Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом. Цитологические основы
сцепленного наследования генов, кроссинговера.
Практическое занятие № 9 «Решение генетических задач на сцепленное наследование признаков»
2
Демонстрации:
модели-аппликации,
иллюстрирующие
перекрест хромосом; генетические карты хромосом.
законы
наследственности,
Тема 5. Наследование признаков, сцепленных с полом. (2 часа).
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и
гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность – способность гена
проявляться в фенотипе.
Практическое занятие
№ 10 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование, на
применение понятия - пенетрантность».
Демонстрации: схемы скрещивания на примере классической гемофилии и дальтонизмачеловека.
Тема 6. Генеалогический метод (2часа). Генеалогический метод – фундаментальный и
универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека. Установление
генетических закономерностей у человека. Пробанд. Символы родословной.
Практическое занятие № 11 «Составление родословной»
Тема 7. Изменчивость. (4 часа) Виды изменчивости. Генные мутации, Хромосомные мутации,
Геномные мутации. Мутагены, их виды и влияние на организм. Изменчивость и ее роль в
эволюции.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения программы элективного курса учащиеся должны знать:
•
общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования
признаков; специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач и
задач по молекулярной биологии
•
законы Менделя и их цитологические основы
•
виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов, их характеристику; виды скрещивания
•
сцепленное наследование признаков, кроссинговер
•
наследование признаков, сцепленных с полом
•
генеалогический метод, или метод анализа родословных, как фундаментальный и универсальный
метод изучения наследственности и изменчивости человека
•
популяционно-статистический метод – основу популяционной генетики (в медицине применяется
при изучении наследственных болезней).
Уметь:
•
объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения; содержание генетической
задачи;
•
применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;
•
решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;
•
анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в
последующих поколениях
•
описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
•
находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах
данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•
профилактики наследственных заболеваний;
•
оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из
мутагенных факторов;
•
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение).
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить 3
нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
•
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
•
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает
деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,
«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
•
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания
усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся следующие:
•
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
•
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
•
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
•
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений от него;
•
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае
расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
•
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
оценивание качества и уровня усвоения;
•
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию –
выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и
решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
•
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;поиск и выделение
необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
•
структурирование знаний;
•
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
•
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
•
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
•
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую
группуобщеучебных универсальных
действий
составляют знаковосимволические действия:
•
моделирование;
•
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную
область.
Логические универсальные действия:
•
анализ;
•
синтез;
•
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
•
подведение под понятие, выведение следствий;
•
установление причинно-следственных связей;
•
построение логической цепи рассуждений;
•
доказательство;
4
•
выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы:
•
формулирование проблемы;
•
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий
являются:
•
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей,
функций участников, способов взаимодействия;
•
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных
способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
•
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
•
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Тематическое планирование элективного курса «Молекулярная биология»
№
Наименование разделов
Всег
о
часо
в
Количество часов
уроки
Лаборато
рные и
практиче
ские
работы
2
0
ЭОР (ЦОР)
1
Введение
2
2
Основы молекулярной
биологии.
10
8
2
http://school-collection.edu.ru/
3
Общие сведения о
молекулярных и клеточных
механизмах наследования генов
и формирования признаков
6
4
2
http://school-collection.edu.ru/
4
Законы Менделя и их
цитологические основы
7
3
4
http://school-collection.edu.ru/
5
Сцепленное наследование
признаков и кроссинговер
2
1
1
http://school-collection.edu.ru/
5
6
Наследование признаков,
сцепленных с полом.
2
1
1
http://school-collection.edu.ru/
7
Генеалогический метод
2
1
1
http://school-collection.edu.ru/
8
Изменчивость
4
4
0
http://school-collection.edu.ru/
35
24
11
5
Итого
6