Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ №11
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора Бессонова А.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8961673)
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 класса
Екатеринбург, 2025
На изучение учебного предмета «Основы религиозных клуьтур и светской этики»
отводится 17 часов в 4 классе
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во
что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и
другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Нравственные основы
ислама. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена
мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и
религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в
буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине
мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские
священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в
буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и
религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи
еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в
России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие
заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности.
Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской
традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России.
Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама,
иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях
народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма.
Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна
из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в
культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон
(Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы
морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во
что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и
другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ
Модуль «Основы православной культуры»
Код элементов
Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе
1.
1.1
Россия – наша Родина.
2
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
5.
5.1
5.2
Введение в православную культуру
Культура и религия.
Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Нравственность
Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Православие в России.
Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
ПАТРИОТИЗМ
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Код элементов
Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе
РОССИЯ – НАША РОДИНА
1.
1.1
Общественные нормы нравственности и морали
ЧТО ТАКОЕ СВЕТСКАЯ ЭТИКА?
1.2
Этика и её значение в жизни человека.
КУЛЬТУРА И МОРАЛЬ
2.
2.1
Государство и мораль гражданина, основной закон
(Конституция) в государстве как источник российской светской
(гражданской) этики. Трудовая мораль.
НРАВСТВЕННОСТЬ
3.
3.1
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы,
принципы морали.
3.2
Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет.
Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования.
ПАТРИОТИЗМ
4.
4.1
Любовь и уважение к Отечеству.
4.2
Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
· – понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
· – формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
· – понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
· – понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
· – осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать любую
традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
· – строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение
независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
· – соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
· – строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на помощь;
· – понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
· – понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
·
·
·
·
·
·
·
·
Метапредметные результаты:
– овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и
находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
– совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
– совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умения договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
·
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
· – ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества –
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
· – использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской
этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
· – применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, подготавливать выводы на основе изучаемого фактического
материала;
· – признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
· – выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного
образца.
Работа с информацией:
· – воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и (или) к гражданской этике;
· – использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
· – находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);
· – анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
· – использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого
этикета;
· – соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
· – создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных
учениях и светской этике.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
· – проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать
состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для
здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
· – проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
· – анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой
деятельности);
· – выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
· – проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнавать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
·
·
·
– выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к
своей работе, объективно их оценивать;
– владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
– подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ:
Модуль «Основы православной культуры»:
· – выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
· – выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования
и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
· – выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
· – рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении
в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
· – раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре,
традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом,
спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и
Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять
«золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;
· – первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций православной этики;
· – раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке,
Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
· – рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях,
богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств
Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в
православной традиции;
· – рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;
·
– рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
· – раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
· – распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
· – рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи;
выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
· – излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
· – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
· – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием
этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать
согласно своей совести;
· – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России;
приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
· – называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
· – выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы исламской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
· – выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
· – выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования
и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
· – выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре,
традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость,
честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное
поведение, стремление к знаниям);
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций исламской этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её основах;
– рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка
Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост,
закят, дуа, зикр);
– рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения
в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
– рассказывать о праздниках в исламе (Уразабайрам, Курбанбайрам, Маулид);
– раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей
и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками,
соседями; исламских семейных ценностей;
– распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и
охарактеризовать назначение исламского орнамента;
– рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных
напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике,
одежде;
– излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной
традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием
этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности поступать
согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России;
приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
·
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
· – выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в исламской духовно нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
буддийской культуры» должны отражать сформированность умений:
· – выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
· –
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
· – выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
· – рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали,
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
· – раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре,
традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие
деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен,
внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни,
цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех
поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;
· – первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций буддийской этики;
· – раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисатвах,
Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности
любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия;
· – рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия,
восьмеричном пути и карме;
· – рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в
храме, общения с мирскими последователями и ламами;
· – рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
· – раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;
· – распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и
значение в буддийской культуре;
· – рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
·
– излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной
традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в
становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
· – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
· – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием
этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать
согласно своей совести;
· – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России;
приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
· – называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
· – выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в буддийской духовнонравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
· – выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
· – выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования
и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
· – выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
· – рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
· – раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре,
традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение),
основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни
человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной
традиции;
· – первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций иудейской этики;
·
– раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма;
· – рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде,
произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
· – рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в
синагоге, общения с мирянами и раввинами;
· – рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая РошаШана,
ЙомКиппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
· – раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей
и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,
старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей;
· – распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл
(магендовид) и значение в еврейской культуре;
· – рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии,
религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике,
одежде;
· – излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории
России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов
России, российской культуры и государственности;
· – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги,
кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
· – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием
этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать
согласно своей совести;
· – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России;
приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
· – называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
· – выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в иудейской духовнонравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:
· – выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
–
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях
России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании
отношений в семье, между людьми;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода,
ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной
культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять
«золотое правило нравственности» в религиозных традициях;
– соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями
в традиционных религиях народов России;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об
основателях религий;
– рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России
(Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях
религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах,
ритуалах, обычаях (1–2 примера);
– рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов)
традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах,
общения с верующими;
– рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного
религиозного праздника каждой традиции);
– раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях
в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в
традиционных религиях народов России;
– распознавать религиозную символику традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу),
объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;
– рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России
(православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных
особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма
(архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов,
музыки или звуковой среды);
– излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в
становлении культуры народов России, российского общества, российской
государственности;
·
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
· – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием
этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать
согласно своей совести;
· – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России;
приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
· – называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
· – выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:
· – выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
· –
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
· – выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
· – рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
· – раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской
этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и
достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие,
милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в
российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
· – высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные
нормы и нормы этикета, приводить примеры;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества;
уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе,
забота о животных, охрана окружающей среды;
– рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные,
семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и
традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных
традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее
одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
– раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины
на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей;
любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи
родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных
семейных ценностей;
– распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение, выражать уважение российской государственности, законов в
российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
– рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие,
честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
– рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
– раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в
истории России;
– объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием
этических норм российской светской (гражданской) этики и внутренней установки
личности поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального,
·
·
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России;
приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
1
2
Россия — наша Родина
Культура и религия. Введение в православную
духовную традицию
3
Во что верят православные христиане
4
Добро и зло в православной традиции. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему
5
Отношение к труду. Долг и ответственность
6
Милосердие и сострадание
7
Православие в России
8
Православный храм и другие святыни
9
Символический язык православной культуры:
христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный
календарь. Праздники
10
Христианская семья и её ценности
11
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального
народа России. Контрольная работа.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
2
http://www.religio.ru/
http://orkce.apkpro.ru/
1
1
http:// fcior. edu
http://orkce.apkpro.ru/
1
1
2
3
3
http:// fcior. edu
http:// fcior. edu
www.gmir.ru
www.gmir.ru
http://www.religio.ru/
1
1
1
http://www.religio.ru/
http://www.religio.ru/
17
1
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
1
2
Россия — наша Родина
Культура и религия. Введение в исламскую духовную
традицию
3
Пророк Мухаммад — образец человека и учитель
нравственности в исламской традиции
4
Коран и Сунна
5
Во что верят правоверные мусульмане (вера в Аллаха, в
ангелов и посланников Бога, в Божественные Писания, в
Судный день, в предопределение)
6
Пять столпов исламской веры. Обязанности мусульман
7
Творческие работы учащихся. Доработка творческих
работ учащихся при участии взрослых и друзей
8
История ислама в России
9
Нравственные основы ислама
10
Наука, искусство — достижения исламской культуры.
Мечеть
11
Мусумальнское летоисчисление. Праздники ислама
12
Любовь и уважение к Отечеству
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Контр
работы
Практ
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
2
http://www.religio.ru/
http://www.religio.ru/
1
http://www.religio.ru/
1
1
http://www.religio.ru/
http://www.religio.ru/
2
2
http://www.religio.ru/
www.gmir.ru
1
1
3
www.gmir.ru
www.gmir.ru
www.gmir.ru
1
1
17
www.gmir.ru
www.gmir.ru
1
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Россия — наша Родина
Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию
Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама. Будда и его учение
Буддийский священный канон Трипитака
Буддийская картина мира
Добро и зло. Принцип ненасилия
Человек в буддийской картине мира
Сострадание и милосердие
Отношение к природе
Буддийские учители Будды и бодхисаттвы
Семья в буддийской культуре и её ценности
Творческие работы учащихся. Обобщающий урок
Буддизм в России
Путь духовного совершенствования Буддийское учение о
добродетелях. Буддийские символы.
15
Буддийские ритуалы и обряды. Буддийские святыни. Буддийские
священные сооружения.
16
Буддийский храм. Буддийский календарь Буддийские праздники.
17
Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего Контр
работы
Практ
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
http://www.religio.ru/
www.gmir.ru
http://www.religio.ru/
http://www.religio.ru/
http://www.religio.ru/
http://www.religio.ru/
http://www.religio.ru/
http://www.religio.ru/
1
www.gmir.ru
1
1
17
http://www.religio.ru/
http://www.religio.ru/
http:// schoolcollection. edu
www.gmir.ru
http://www.religio.ru/
http://www.religio.ru/
www.gmir.ru
http://www.religio.ru/
1
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
1
2
3
Россия — наша Родина
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия
Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило
Гилеля»
4
Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма
5
Патриархи еврейского народа: от Авраама до Моше. Дарование Торы
на горе Синай
6
Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев
7
Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской
традиции. Субботний ритуал
8
Молитвы и благословения в иудаизме
9
Добро и зло. Творческие работы учащихся
10
Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма
11
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в
повседневной жизни евреев.
12
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей
13
Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и традицией
14
Еврейский календарь
15
Еврейские праздники: их история и традиции
16
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери
еврейского народа
17
Любовь и уважение к Отечеству. Творческие работы учащихся.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Контр
работы
Практ
работы
1
1
1
1
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://www.religio.ru/
http://www.religio.ru/
http://www.religio.ru/
1
1
http://www.religio.ru/
http:// schoolcollection.
Edu.
www.gmir.ru
www.gmir.ru
1
1
1
1
www.gmir.ru
www.gmir.ru
www.gmir.ru
http://www.religio.ru/
1
1
1
1
1
www.gmir.ru
www.gmir.ru
http://www.religio.ru/
http://www.religio.ru/
www.gmir.ru
1
17
http://www.religio.ru/
1
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ"
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Всего
Контр
работы
1
2
Россия — наша Родина
Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии
и иудаизм. Основатели религий мира
1
1
3
4
5
6
Священные книги христианства, ислама, иудаизма и буддизма
Хранители предания в религиях мира
Добро и зло
Человек в религиозных традициях народов России
1
1
1
1
7
8
9
10
11
12
13
Священные сооружения
Искусство в религиозной культуре
Творческие работы учащихся
Религиозная культура народов России
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Праздники и календари
Религия и мораль. Нравственные заповеди в христианстве,
исламе, буддизме и иудаизме
14
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
15
Семья и семейные ценности
16
Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к
Отечеству
17
Обобщающий урок. Подведение итогов.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Практ
работы
http://orkce.apkpro.ru/
http://orkce.apkpro.ru/
http://orkce.apkpro.ru/
http:// schoolcollection.
edu
www.gmir.ru
http://orkce.apkpro.ru/
http://orkce.apkpro.ru/
http://orkce.apkpro.ru/
http://orkce.apkpro.ru/
http://orkce.apkpro.ru/
http:// schoolcollection.
edu
www.gmir.ru
http://orkce.apkpro.ru/
http://orkce.apkpro.ru/
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://www.religio.ru/
http:// schoolcollection.
Edu/
1
1
http://orkce.apkpro.ru/
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
1
2
Количество часов
Всег
Контр
о
работы
Россия — наша Родина
Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали.
Нравственные ценности, идеалы, принципы
Государство и мораль гражданина. Основной Закон
(Конституция) в государстве как источник российской
гражданской этики
Образцы нравственности в культуре Отечества, народов
России. Природа и человек
Праздники как одна из форм исторической памяти
Семейные ценности. Этика семейных отношений
Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства
Что значит быть нравственным в наше время. Методы
нравственного самосовершенствования
Этикет
1
3
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
Контрольная работа.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
17
1
3
4
5
6
7
8
9
10
Практ
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http:// schoolcollection. Edu
http://orkce.apkpro.ru/osnovy_sv
etskoi_etik i.htm
http://orkce.apkpro.ru/osnovy_sv
etskoi_etik i.htm
1
3
http://orkce.apkpro.ru/osnovy_sv
etskoi_etik i.htm
http://www.religio.ru/
http://orkce.apkpro.ru/
http://orkce.apkpro.ru/osnovy_sv
etskoi_etik i.htm
http://orkce.apkpro.ru/
2
1
2
2
1
http://orkce.apkpro.ru/osnovy_sv
etskoi_etik i.htm
http://orkce.apkpro.ru/
0