РП_ООО_ЭК_Технология решения задач по физике

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ №11

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора Бессонова А.А.

Рабочая программа элективного курса
«Технология решения задач по физике»
8 класс

Екатеринбург, 2025

Рабочая программа элективного курса «Технология решения задач по физике»
составлена на основании действующего ФГОС ООО, Федеральной рабочей программы
учебного предмета «Физика» с учётом Рабочей программы воспитания МАОУ СОШ №11
и является приложением к ООП ООО МАОУ СОШ №11
1. Содержание обучения
Физическая задача.
Классификация задач
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и
решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и
решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы
и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической
задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи •
решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет.
Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение.
Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.
Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы,
аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярнокинетической теории (МКТ).
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное
удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных
задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Электрическое и магнитное поля
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы
решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами:
законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью,
энергией.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная
индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра,
магнитного зонда и другого оборудования.
Постоянный электрический ток в различных средах
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.
Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с
помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов
последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа
при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на

определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков
цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет
участка цепи, имеющей ЭДС.
Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим
содержанием, комбинированные задачи.
2. Планируемые результаты
Личностными результатами освоения курса физики являются:
• Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей
обучающихся
• Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений
науки и технологии для дальней
шего развития человеческого
общества, уважение к деятелям науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой
культуры
• Самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений
• Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями
• Мотивация образовательнойдеятельности обучающихся на основе личностноориентированного подхода
• Формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытийи
изобретений
, результатам обучения.
Метапредметными результатами освоения курса физики являются:
, организации
· Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний
учебной
деятельности, постановки целей
и задач, планирования, самоконтроля и
оценки результатов своейдеятельности, предвидения возможных результатов
своей
деятельности
между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
· Понимание различий
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными
учебными дей
ствиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальнойпроверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических
моделей
процессов и явлений
воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию
· Формирование умений
в словесной
, образной
, символической
формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать их самостоятельно
· Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников, и новых информационных технологий
, для
решения познавательных задач
и диалогической
речи, умения выражать свои мысли,
· Развитие монологической
развитие способности выслушивать собеседника, способности понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение
приемов дей
ствий в нестандартных ситуациях, овладение
· Освоение
эвристическими методами решения проблем
работать в группе с выполнением различных социальных
· Формирование умений
ролей
, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами освоения курса физики являются:
• Знания о природе важней
ших физических явлений
окружающего мира и понимание
смысла физических законов и закономерностей
, раскрывающих связь изученных явлений
• Умение пользоваться методами научного исследования явлений
природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты
измеренийс помощью таблиц, графиков, формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять полученные результаты, оценивать границы
погрешностей
результатов измерений
• Умение применять теоретические знания по физике на практике, решать физические
задачи на применение полученных знаний
• Умение и навыки применения полученных знаний
для объяснения принципов дей
ствия
важней
ших технических устрой
ств, решения практических задач повседневной
жизни,
обеспечение безопасности своейжизни, рационального природопользования и охраны
окружающей
среды
• Формирование убеждения в закономерной
связи и познаваемости явлений
природы,
объективности научного знания, высокойценности науки и развитии материальнойи
духовной
культуры людей
• Развитие теоретического мышления на основе формирования уменийустанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать
и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных
фактов и теоретических моделей
физические закономерности
• Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать
в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, умение использовать справочную
литературу и другие источники информации для аргументированной
защиты своей
точки
зрения
В результате освоения учебного предмета физики обучающий
ся научится:
· Соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с лабораторным
оборудованием
· Понимать смысл основных физических терминов, изучаемых в курсе физики
· Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов
и интерпретировать
· Анализировать отдельные этапы проведения исследований
результаты наблюдений
и опытов
· Ставить опыты по исследованию физических тел и физических явленийбез
использования прямых измерений
, формулировать проблему/задачу/цель
эксперимента, собирать установку из предложенного оборудования, проводить
опыты и формулировать выводы
информации
· Понимать роль эксперимента в получении научной
· Проводить прямые измерения физических величин: времени, расстояния, массы,
силы тока, электрического напряжения, показателя преломления вещества, длины
световой
волны, оптической
силы и фокусного расстояния линзы, при этом
выбирать оптимальный
способ измерения, использовать приемы для оценки и
расчета погрешностей
измерений
· Проводить исследования физических величин (в том числе с помощью
виртуальной
физической
лаборатории) с использованиями прямых измерений
, при
этом конструировать, фиксировать результаты полученной зависимости

физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования
· Проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений
собирать экспериментальную установку (в том числе и виртуальную), следуя
предложеннойинструкции, вычислять значения величины и анализировать
полученные результаты с учетом заданной
точности
· Анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них
проявление изученных физических явленийили закономерностейи применять
имеющиеся для их объяснения
ствия машин, приборов и технических устрой
ств, условия
· Понимать принципы дей
их безопасного использования в повседневной
жизни
· Использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу,
справочные материалы, ресурсы Интернета
· Распознавать механические, электрические, магнитные, электромагнитные явления
и объяснять на основе имеющихся знанийосновные свой
ства или условия
протекания этих явлений
ства тел и явления, используя физические величины,
· Описывать изученные свой
изучаемые в курсе физики
ства тел, явления и процессы, используя физические законы,
· Анализировать свой
изучаемые в курсе физики
· Различать основные признаки изученных физических моделей
· Решать задачи, используя физические законы, изученные в курсе физики, и
формулы, связывающие
физические величины, , на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы, явления, формулы, необходимые
для решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученных результатов
В результате освоения учебного предмета физики класса обучающий
ся получит
возможность научиться:
, роль физики в расширении
· Осознавать ценность научных исследований
представлений
об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни
• Использовать приемы построения физических моделей
, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов
• Сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной
и
абсолютной
погрешностей
при проведении прямых измерений
• Самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с
использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства
измерения с учетом необходимойточности измерений
, обосновывать выбор способа
измерения соответственно поставленнойзадаче, проводить оценку достоверности
полученных результатов
• Воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной
литературе и
средств массовой
информации, в сети Интернет, критически оценивать полученную и
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации
• Создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях и
процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления
презентациями

• Использовать знания о механических явлениях в повседневной
жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устрой
ствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения, приводить примеры
практического использования физических знанийо механических, электрических,
магнитных, электромагнитных, тепловых явлениях и физических законах, примеры
использования возобновляемых источников энергии, экологических последствий
исследования космического пространства
• Оценивать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер
фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов
• Находить физические модели, соответствующие конкретным задачам, разрешать
проблемные ситуации на основе имеющихся знанийпо механике с использованием
математического аппарата и при помощи оценочного метода
3. Тематическое планирование
№ Тема
1.
Основные положения МКТ
2.
Агрегатные состояния вещества
3.
Температура
4.
Внутренняя энергия, способы ее
изменения. Виды теплопередачи
5.
Количество
теплоты
при
нагревании и охлаждении
6.
Количество
теплоты
при
плавлении и отвердевании
7.
Решение задач на плавление и
отвердевание
8.
Количество
теплоты
при
парообразовании и конденсации
9.
Испарение
и
кипение.
Влажность воздуха
10. Количество
теплоты
при
сгорании топлива
11. Уравнение теплового баланса
12. Тепловые двигатели
13. КПД теплового двигателя
14. Решение задач на тепловые
двигатели
15. КПД теплового процесса
16. Решение графических задач
17. Решение
комбинированных
задач
18. Электризация тел
19. Закон Кулона
20. Принцип суперпозиции ЭП
21. Решение задач на закон Кулона

Кол-во часов
1
1
1
1

ЭОР
https://m.edsoo.ru/ff0a86ae
https://m.edsoo.ru/ff0a86ae
https://m.edsoo.ru/ff0a86ae
https://m.edsoo.ru/ff0a86ae

1

https://m.edsoo.ru/ff0a86ae

1

https://m.edsoo.ru/ff0a86ae

1

https://m.edsoo.ru/ff0a86ae

1

https://m.edsoo.ru/ff0a86ae

1

https://m.edsoo.ru/ff0a86ae

1

https://m.edsoo.ru/ff0a86ae

1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/ff0a86ae
https://m.edsoo.ru/ff0a86ae
https://m.edsoo.ru/ff0a86ae
https://m.edsoo.ru/ff0a86ae

1
1
1

https://m.edsoo.ru/ff0a86ae
https://m.edsoo.ru/ff0a86ae
https://m.edsoo.ru/ff0a86ae

1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/ff0a8a0a
https://m.edsoo.ru/ff0a8a0a
https://m.edsoo.ru/ff0a8a0a
https://m.edsoo.ru/ff0a8a0a

22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.

30.

31.
32.
33.
34.

Решение задач на принцип
суперпозиции ЭП
Закон
сохранения
электрического заряда
Свойства электрических зарядов
Характеристики электрического
тока
Расчет силы тока в цепи. Закон
Ома для участка цепи и для
полной цепи
Расчет напряжения в цепи
Расчет
сопротивления
проводника
Параллельное
и
последовательное
соединения
проводников
Расчет основных характеристик
цепи
при
смешанном
соединении проводников
Закон Джоуля-Ленца
Магнитное поле
Электромагнитная индукция
Решение
комбинированных
задач

1

https://m.edsoo.ru/ff0a8a0a

1

https://m.edsoo.ru/ff0a8ef6

1
1

https://m.edsoo.ru/ff0a90cc
https://m.edsoo.ru/ff0a95a4

1

https://m.edsoo.ru/ff0aa44a

1
1

https://m.edsoo.ru/ff0aa44a
https://m.edsoo.ru/ff0aa44a

1

https://m.edsoo.ru/ff0aa44a

1

https://m.edsoo.ru/ff0aaa58

1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/ff0ab124
https://m.edsoo.ru/ff0ac1d2
https://m.edsoo.ru/ff0ac1d2
https://m.edsoo.ru/ff0ac1d2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».