РП_ООО_ЭК_Экология животных

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ №11

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора Бессонова А.А.

Рабочая программа элективного курса
«Экология животных»
8 класс

Екатеринбург, 2025

Содержание курса
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 ч)
Экология животных. Многообразие животных. Особенности взаимодействия
животных и среды обитания.
Тема 2. Условия существования животных (5ч)
Условия существования. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания.
Экскурсия №1 «Условия обитания животных».
Тема 3. Среды жизни (5 ч)
Среда обитания: наземная, воздушная, почвенная, водная, организменная, характеристика.
Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»
Тема 4. Жилища в жизни животных (1 ч)
Общая характеристика жилища – как среды обитания.
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 ч)
Животные и растения. Взаимоотношения между животными: хищничество, конкуренция,
паразитизм, симбиоз. Пищевые связи.
Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»
Тема 6. Свет в жизни животных (1ч.)
Общая характеристика отношения животных к свету. Свет как экологический фактор.
Тема 7. Вода в жизни животных (2ч.)
Значение воды в жизни животных
Лабораторная работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»»
Тема 8. Температура в жизни животных (2ч.)
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Экологические группы животных по
отношению к теплу.
Лабораторная работа №2 «Движение простейших при разных температурах».
Тема 9. Кислород в жизни животных (1ч.).
Значение воздуха в жизни животных.
Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к
воздушной и наземной средам жизни»
Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4).
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к условиям существования.
Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»
Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и
весной»
Тема 11. Численность животных (3)
Популяции животных. Характеристика популяций.
Лабораторная работа № 3 « Динамика численности насекомых».
Тема 12. Изменения в животном мире Земли (6ч.)
Многообразие видов животных. Естественные и искусственные условия обитания.
Охрана, редкие и исчезающие животные. Красная Книга.
Экскурсия №2 « Охраняемая территория или краеведческий музей»
Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края»

Планируемые результаты обучения
Личностные:
· формирование ответственного отношения к обучению;
· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
природы;
· формирование основ экологической культуры;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
· систематизировать и обобщать разные виды информации;
· составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с
поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
· организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе
осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
· использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации,
сравнивания и обобщения учебного материала;
· работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные характеристики животного мира
Учащиеся должны уметь:
1.
Устанавливать взаимосвязь строения и образа жизни животных;
характеризовать роль животных в природе
аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
2.
Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные
возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных
форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение
различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов,
особенности распространения животных в зависимости от действия экологических
факторов.
5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным
экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние
популяций животных по динамике популяционных характеристик.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования
животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия
животного мира для устойчивого развития экосистем.
8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания
животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных
и в уменьшении их биоразнообразия.

9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на
планете Земля.
10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием
природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также
деятельности по созданию клонов.
11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и
сельскохозяйственными животными.
12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами
природы.
Результаты освоения курса экологии
Требования к результатам освоения курса экологии в основной школе
определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения предмета.
Изучение экологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих личностных
результатов:
· знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
· реализация установок здорового образа жизни;
· сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического
отношения к живым объектам;
· формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
· формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
· формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
· развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала по экологии в 7классе
являются:
· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности
(включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и
защищать свои идеи);
· умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами являются:
· В познавательной (интеллектуальной) сфере.
· объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
к среде
· выявление изменчивости организмов; приспособлений животных
обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их
функциями;(элективный курс – экология растений)
· овладение методами экологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов. (элективный курс – экология растений)
· В ценностно-ориентационной сфере.
· знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
· анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека. (элективный курс – экология растений)
· В сфере трудовой деятельности.
· знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
· В сфере физической деятельности.
· освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими
организмами, простудных заболеваниях, травмах; (элективный курс – экология
растений)
проведения наблюдений за состоянием животного организма. (элективный курс –
экология растений)
5. В эстетической сфере.
· овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы. (элективный курс – экология растений)
Тематическое планирование
№
п/п

Название раздела

1.

Экология животных: раздел науки и учебный
предмет

Кол-во
часов
1

ЭОР (ЦОР)

http://schoolcollection.edu.ru/

2.

Условия существования животных.
Экскурсия
№1
«Условия
обитания
животных».

5

3.

Тема 3. Среды жизни
Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»
Жилища в жизни животных

5

5.

Биотические и экологические факторы в
жизни животных
Проект
№2
«Типы
взаимоотношений
насекомых нашей местности»

3

6

Свет в жизни животных

1

7

Вода в жизни животных
Лабораторная работа № 1 «Реакция дождевых
червей на различную влажность почвы»»
Тема 8. Температура в жизни животных
Лабораторная работа №2 «Движение
простейших при разных температурах».
Тема 9. Кислород в жизни животных
Практическая работа (домашняя) №1
«Сравнение приспособлений млекопитающих
к воздушной и наземной средам жизни»

2

10

11

4.

8

9

12

1

http://schoolcollection.edu.ru/

http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

2

http://schoolcollection.edu.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

Тема 10. Сезонные изменения в жизни
животных
Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных
изменений на развитие насекомых»
Практическая работа (дома) №2
«Фенологические наблюдения за животными
зимой и весной»

4

http://schoolcollection.edu.ru/

Тема 11. Численность животных
Лабораторная работа № 4 « Динамика
численности насекомых
Тема 12. Изменения в животном мире Земли
Экскурсия №2 « Охраняемая территория или
краеведческий музей»
Проект№3 «Охраняемые виды животных
нашего края»
Обобщение

3

http://schoolcollection.edu.ru/

6

http://schoolcollection.edu.ru/

1

Итого:

Экскурсии - 2
Лабораторные работы – 4
Проекты - 3

34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».