Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ №11
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора Бессонова А.А.
Рабочая программа элективного курса
«Секреты орфографии»
8 класс
Екатеринбург, 2025
Содержание элективного курса
1. Вводное занятие. Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии.
Комплексный подход к этимологическому анализу.
2. Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в
качестве приставок. Правописание сложных существительных.
3. Написание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и приставкой до-.
Орфографический анализ текста.
4. Правописание производных предлогов и предложных сочетаний. Сложные предлоги.
Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний.
5. Модели образования сложных прилагательных. Слитное написание сложных
прилагательных. Написание через дефис и раздельно.
6. -Н- и -НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях.
Правописание суффиксов страдательных причастий в полной и краткой форме. Правописание бесприставочных причастий, образованных от глаголов совершенного вида.
Правописание отглагольных прилагательных.
7-8. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Наречия, образованные
соединением предлогов - приставок. Наречия, имеющие в своем составе существительные
или именные формы, не употребляющиеся в современном русском языке. Зависимость
правописания наречий от контекста. Наречия пространственного и временного значения.
Раздельное написание наречных сочетаний.
9. Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями
на - мый.
10. Дефис и тире в орфографии и синтаксисе. Правописание существительных,
прилагательных, наречий, частиц через дефис. Дефисное написание повторяющихся слов.
Обособленные приложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в бессоюзном
сложном предложении.
11. Словообразование и этимология. Правописание приставок. Отличие приставки от
других частей слова. Неизменяемые приставки. Приставки пре- и при- . Употребление
слов с иноязычными приставками. Слитное и раздельное написание НЕ с различными
частями слова.
12. Постановка знаков препинания в предложениях, осложнѐнных обособленными
членами. Условия обособления. Обособленные определения, приложения, обстоятельства,
дополнения
13. Пунктуация при сравнительных оборотах и присоединительных членах предложения.
14. Пунктуация в предложениях, осложнѐнных однородными членами. Условия
однородности. Средства выражения однородности. Структура сочинительного ряда.
15. Конструкции, не входящие в структуру предложения. Знаки препинания при них.
Обращение. «Именительный представления». Вводные конструкции. Вставные
конструкции. Междометия.
16. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания.
Индивидуальноавторская пунктуация. Пунктуация неполных предложений.
Планируемые результаты освоения
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению; - чувство прекрасного;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
- умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
- умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
- умение пользоваться словарями, справочниками;
- умение владеть монологической и диалогической формами речи.
- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
- знание всех трудных орфограмм в изученных в 7, 8 классах и ранее частях речи;
- умение находить и исправлять ошибки в словах;
- умение правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Цель курса: обобщить, закрепить и углубить знания по орфографии и пунктуации,
полученные в курсе основной школы.
Задачи курса:
- развить умение применять теоретические знания на практике на основе анализа
текстов с активным применением лингвистических словарей. Особенности содержания и
организации учебной деятельности школьников
Данный курс нацелен на расширение познавательных интересов учащихся.
Практика показывает, что наибольшие трудности у учащихся вызывают такие темы, как
правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), наречий,
производных предлогов, частицы не, одного или двух н в суффиксах прилагательных и
наречий. Поэтому в программе в качестве главных содержатся следующие темы:
«Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- и другие) в качестве приставок», «Написание
глаголов с приставкой недо-, частицей не и приставкой до- », «Модели образования
сложных прилагательных», «Правописание производных предлогов и предложных
сочетаний», « -Н- и - НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных,
наречиях», «Слитное, дефисное и раздельное написание наречий», « Слитное и раздельное
написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на - мый». Данный
материал сопровождается лингвистическим и орфографическим, а также пунктуационным
анализом текстов, а также другими упражнениями для закрепления материала. Изучение
языка, особенно грамматики, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся,
так как сопровождается постоянной аналитико - синтетической работой, в процессе
которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение
существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала. В
связи с этим особое место отводится формированию грамотного письма, которое носит
практическую направленность.
Программа факультативного курса «Секреты орфографии» составлена для
обучающихся 8 класса и рассчитана на 34 часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
тема урока
Кол-во
часов
Вводное занятие.Этимологический
1
подход к анализу трудных вопросов
орфографии.
Иноязычные морфемы (архи-, пан-,
1
квазианти-, инфра-, экстра-, контр-,
псевдо -) в качестве приставок.
Написание глаголов с приставкой
1
недо- и глаголов с частицей не и
приставкой до
Правописание производных
1
предлогов и предложных сочетаний.
Правописание производных
1
предлогов и предложных сочетаний.
Модели образования сложных
1
прилагательных
Модели образования сложных
1
прилагательных. Практикум.
-Н- и -НН- в прилагательных,
1
причастиях, отглагольных
прилагательных, наречиях.
Н и НН в прилагательных,
1
образованных от существительных.
Н и НН в наречиях, образованных от
1
прилагательных.
Правописание Н и НН в
1
отглагольных прилагательных.
Правописание Н и НН в причастиях.
1
Правописание Н и НН в
существительных. Работа с тестами.
-Н- и -НН- в прилагательных,
1
1
Контр
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 97dee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 97f9c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98208
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98492
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98686
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 9882a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98e2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 99270
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98e2e
причастиях, отглагольных
прилагательных, наречиях.
Практикум.
Слитное, дефисное и раздельное
написание наречий.
Слитное, дефисное и раздельное
написание наречий. Практикум.
Слитное и раздельное написание НЕ
с отглагольными прилагательными и
причастиями на - мый.
Слитное и раздельное написание НЕ
с отглагольными прилагательными и
причастиями на – мый. Практикум.
Дефис и тире в орфографии и
синтаксисе.
Словообразование и этимология.
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 99270
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98e2e
1
1
1
Проверочная работа по орфографии.
1
Постановка знаков препинания в
предложениях, осложнѐнных
обособленными членами. Условия
обособления.
Постановка знаков препинания в
предложениях, осложнѐнных
причастным оборотом. Условия
обособления.
Постановка знаков препинания в
предложениях, осложнѐнных
деепричастным оборотом. Условия
обособления.
Пунктуация при сравнительные
оборотах и присоединительных
членах предложения.
Постановка знаков препинания в
предложениях, осложнѐнных
обособленными членами. Практикум.
Пунктуация в предложениях,
осложнѐнных однородными членами.
Условия однородности.
Средства выражения однородности.
Структура сочинительного ряда.
Конструкции, не входящие в
структуру предложения. Знаки
препинания при них.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 99270
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98e2e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 99270
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98c3a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98e2e
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 99270
28
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98e2e
Конструкции, не входящие в
структуру предложения. Знаки
препинания при них.
Сочетание знаков препинания.
Факультативные знаки препинания.
Индивидуально-авторская
пунктуация. Пунктуация неполных
предложений.
Годовая контрольная работа.
1
Редактирование текстов.
2
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 99270
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba 98c3a